В нем отражаются рассмотренные и принятые к удовлетворению претензии кредиторов, а также сведения об имуществе ООО. ПБЛ служит для оценки активов и пассивов организации, ее способности погасить все имеющиеся задолженности.

Его грамотное составление позволяет также и учредителям ООО оценить состояние дел, продумать грамотную стратегию реализации имущества в случае возникновения такой потребности.

Кто и в каких случаях составляет промежуточный ликвидационный баланс

Необходимость для составления ПЛБ возникает при закрытии фирмы. Это может происходить по решению ее учредителей или третьих лиц в судебном порядке (кредиторов, налоговой службы или иных заинтересованных субъектов).

В организации промежуточный баланс составляется сотрудниками бухгалтерии.

При отсутствии таковых процедуру может осуществить учредитель, ликвидатор или любой другой сотрудник, ответственный за финансовую сторону предпринимательской деятельности фирмы.

ПЛБ утверждается ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим, если ООО перестает существовать в результате банкротства.

Баланс организации может быть составлен несколько раз в случаях, когда ликвидация проходит дольше положенных сроков; выездная проверка выявляет несоответствие сведений, в нем указанных, реальному положению дел; кредиторы предъявляют свои требования после его утверждения и эти требования признаются актуальными ликвидационной комиссией или арбитражным судом.

После произведения учета всех активов, пассивов организации и подведения итогов в виде баланса ООО обязано удовлетворить требования кредиторов. После этого оставшееся имущество и денежные средства распределяются между участниками ООО соразмерно их долям или иным оговоренным в уставе или законодательстве способом.

Правила составления ПЛБ

В общем виде промежуточный ликвидационный баланс представляет собой таблицу, где каждому пункту активов соответствует денежная сумма и счет, на котором она отображается. Для его составления сотрудники бухгалтерии обязаны использовать форму №101, утвержденную Центральным банком России (пример).

Допускается ее заполнение в бумажном варианте или с использованием программного обеспечения, например 1С. При составлении баланса ответственные лица должны отталкиваться от Положения «Бухгалтерская отчетность организаций».

В обязательном порядке ПБЛ должен содержать следующие наименования:

  1. Уставной капитал. Проводка осуществляется по счету №80. Он должен соответствовать сумме, указанной в уставе организации, может быть представлен в виде валютных средств или имущества, с заявленной ценностью.
  2. Кредиты и займы. Этот пункт отображается на счетах №№ 60, 66, 67, 76. Он включает в себя те претензии кредиторов, о которых они заявили в течение 2 месяцев с момента публикации решения о закрытии общества с ограниченной ответственностью в СМИ и которые были одобрены ликвидационной комиссией или в судебном порядке. В отдельном столбце должно быть указано решение об удовлетворении или отказе кредиторской претензии. Располагать строки в ПБЛ рекомендуется в порядке очередности погашения.
  3. Заработная плата. Отражается на счете №50. Сюда же включаются пособия, компенсации за отпуск, премии и прочие начисления, предусмотренные законодательством, трудовым договором и уставом организации.
  4. Доходы. Отражаются по счетам №80, 84, 99. В эту статью также включаются задолженности, требования о которых кредиторы не предъявили.
  5. Убытки. Указываются по счетам №80, 99 чаще всего для этого используются строки 475 счета №80 «Нераспределенные убытки отчетного года».
  6. Внеоборотные средства. Отражаются в статье «Активы», проводятся по счетам №№ 01, 02, 04, 05.

Имущество организации также должно иметь отражение в ПБЛ. Основанием является приказ Минфина №43н.

Для этого необходимы оценка и включение в баланс следующих объектов с указанием их основных характеристик:

  1. Здание и сооружения, находящиеся в собственности организации, их месторасположение и дата строительства, износ за время эксплуатации по независимой оценке.
  2. Транспорт. Графа должна сопровождаться информацией о годе выпуска, модели, номере, иными данными, имеющими значение (например, количество аварий, дата проведения последнего капитального ремонта для автомобиля).
  3. Оборудование и спецтехника. Оценивается с учетом амортизации и фактического износа.
  4. Объекты незавершенного строительства. В обязательном порядке указываются год начала и место строительства, фактическое состояние, предполагаемая изначально дата ввода в эксплуатацию.
  5. Иные материальные средства, принадлежащие ООО. Сюда в частности могут быть отнесены товары, сырье и материалы, сельскохозяйственные животные.

Для составления промежуточного ликвидационного баланса на территории РФ действуют следующие правила:

  1. Для фирм, прекративших свою деятельность добровольно или в результате банкротства, обязательным является представления формы №101 в ЦБ для отчетности.
  2. В ПБЛ и ЛБ не отражаются уплаченные к моменту составления долги и кредиты.
  3. Основанием для его составления является последний бухгалтерский баланс организации. Это значит, что дополнительно учитывать износ и амортизацию имущества ООО, которые возникли за время ликвидации не следует. Тоже самое можно сказать об оценке остаточной стоимости и фактического состояния объектов.
  4. При добровольной ликвидации ПБЛ утверждается собранием учредителей ООО. Для этого необходимо присутствие всех участников, а также фиксирование результатов собрания протоколом, подтвержденным подписями и печатью организации (пример протокола).
  5. Обязательным является согласование промежуточного ликвидационного баланса с Центробанком и предоставление всех документов, подтверждающих истинность представленных сведений, по требованию ЦБ.
  6. В случаях, когда суммы имеющихся в наличии денежных средств недостаточно для погашения долговых обязательств,  организации предписывается осуществить продажу имущества в форме торгов.

Интересуетесь, как можно самостоятельно ликвидировать компанию в добровольном порядке? Подробности в статье — закрытие ООО без деятельности.

Предоставления ПЛБ в Федеральную налоговую службу

При подаче промежуточного ликвидационного баланса в ФНС к форме №101 необходимо приложить следующие документы:

  1. Копия публикации в СМИ. В качестве периодического издания в обязательном порядке должен выступать «Вестник государственной регистрации». Также возможна дополнительная публикация в местных (региональных) СМИ.
  2. Акт оценки имущества ООО. Образец акта имеет следующий вид.
  3. При наличии судебных разбирательств с кредиторами — вынесенное решение.
  4. Уведомление об утверждении ПЛБ, составленное по форме p15003 и утвержденное нотариально.
  5. Протокол собрания учредителей.

Представления ПЛБ должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента его утверждения. Стоит отметить, что речь идет только о подаче документов в налоговую службу.

Согласование с Центробанком не имеет четких, оговоренных в законе временных сроков, но оно должно быть осуществлено до проведения собрания учредителей и окончательного утверждения ПЛБ.

При подаче ПБЛ в налоговую службу сотрудники бухгалтерии вправе приложить к документу пояснительную записку в свободной форме с комментариями по отдельным пунктам баланса.

Также они могут представить вместе с пакетом документов одно или несколько приложений по их желанию, например справку из Пенсионного фонда.

Промежуточный баланс при ликвидации ООО  является важным механизмом контроля и самоконтроля финансового положения организации и ее платежеспособности.