11:17 Закрываем ООО: как составить промежуточный и ликвидационный балансы? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По тем или иным причинам собственники решили ликвидировать ООО. Как бухгалтеру спланировать предстоящий объем работ? А самое главное – что представляет собой бухгалтерская отчетность такой компании? Узнайте об этом из нашей статьи. Предположим, участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) вознамерились его ликвидировать, не прибегая к банкротству. Но и без него бухгалтер столкнется с множеством специфических задач. Среди них – подготовка двух необычных балансов - промежуточного ликвидационного и ликвидационного. Общая программа действийШтатный юрист имеется далеко не в каждой компании, а привлекать специалистов со стороны руководство, по обыкновению, не спешит. Поэтому в преддверии ликвидации большинству бухгалтеров приходится самостоятельно штудировать Гражданский кодекс и другие федеральные законы – прежде всего, «Об обществах с ограниченной ответственностью» (от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ) и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Не забудьте заглянуть еще и в устав вашего ООО (п. 1 ст. 57 Закона № 14-ФЗ)! важно знать О возникновении признаков банкротства руководитель ООО обязан проинформировать его участников (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Впрочем, процесс ликвидации начинается с решения общего собрания участников и завершается записью о ликвидации общества в ЕГРЮЛ. Стратегический план предстоящих мероприятий представлен в таблице.
Теперь вы сможете оценить предстоящий «фронт работ» и даже контролировать работу юристов, которым поручена ликвидация. Ну а мы сосредоточимся на проблемах бухгалтерской отчетности. Итак, предстоит составить:
обратите внимание Если собственники передумали ликвидировать ООО, то чтобы остановить официальную процедуру, нужно уведомить регистрирующий орган. Для этого применяется все та же форма № Р14001. Проставьте в ней отметку «представлено в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица» и приложите новое решение. «Ликвидационная» учетная политикаВ связи с принятием решения о ликвидации компании необходимо пересмотреть учетную политику в целях бухгалтерского учета. Почему? Дело в том, что действующая учетная политика была сформирована исходя из допущения непрерывности деятельности. Оно подразумевает, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. У нее отсутствуют намерения ликвидации, поэтому обязательства будут погашаться в установленном порядке (п. 5 ПБУ 1/2008). Ну а теперь основания для такого допущения утрачены. В каком направлении пересматривать учетную политику – нормативные акты не разъясняют. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» нам не слишком поможет. Ведь оно регламентирует прекращение части деятельности компании, а не прекращение юридического лица (п. 1 ст. 61 ГК РФ). В пункте 3 статьи 6 Закона № 402-ФЗ сказано, что бухгалтерский учет ведется непрерывно до даты прекращения деятельности в результате ликвидации. Однако работники ликвидируемой компании, включая бухгалтера, подлежат увольнению. При таких обстоятельствах бухгалтеру целесообразно заключить с компанией договор возмездного оказания услуг, а оплату по нему получить авансом. Если по состоянию на 31 декабря у вас имеется решение о ликвидации, то годовую бухгалтерскую отчетность вы представляете по общеустановленным правилам. Однако в пояснениях к ней непременно оговорите, что к запланированному сроку компания прекратит существование (п. 19 ПБУ 1/2008). Это предполагает существенное изменение условий хозяйствования (п. 10 ПБУ 1/2008). Правило сопоставимости показателей за отчетные периоды утрачивает смысл (п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 15 ПБУ 1/2008). важно Если ликвидация – событие после отчетной даты, то корректировки в синтетическом и аналитическом учете отражают заключительными оборотами отчетного периода (п. 9 ПБУ 7/98). В чем же заключаются основные изменения учетной политики? Описать все нюансы в статье невозможно. Наметим лишь главные направления. В деталях вам придется опираться на собственное профессиональное суждение. Переклассификация активов и обязательствВ условиях непрерывной деятельности активы подразделяются на оборотные и внеоборотные, обязательства – на долгосрочные и краткосрочные. Этот принцип классификации закреплен в пункте 19 ПБУ 4/99. Критерием является срок обращения (погашения) - 12 месяцев после отчетной даты или продолжительность операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Но если до ликвидации компании осталось меньше 12 месяцев, такая классификация теряет смысл. Значит, в разделах I «Внеоборотные активы» и IV «Долгосрочные обязательства» стандартного баланса придется поставить прочерки. Более того, основные средства (включая доходные вложения в материальные ценности) и нематериальные активы перестают удовлетворять условиям их признания (п. 4 ПБУ 6/01 и п. 3 ПБУ 14/2007). Соответственно прекращается их амортизация. А недропользователь спишет поисковые активы (п. 21 ПБУ 24/2011). Ввиду переклассификации вы можете открыть новые синтетические счета. Пример 1 Ввиду ликвидации в рабочий план счетов ООО введены счета 30 «Материальные активы, предназначенные для продажи» и 31 «Материальные активы, предназначенные для распределения между собственниками». На эти счета бухгалтер списал материальные внеоборотные активы: ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01, 03 - списана накопленная амортизация; ДЕБЕТ 30 КРЕДИТ 01, 03, 07, 08 - выделены объекты, предназначенные для продажи; ДЕБЕТ 31 КРЕДИТ 01, 03, 07, 08 - выделены объекты к передаче собственникам. Утрачивает смысл и понятие финансовых вложений (п. 2 ПБУ 19/02). Эти активы целесообразно заблаговременно, до начала процедуры ликвидации, продать (ст. 382 ГК РФ). Например, долги по выданным займам - специальным коллекторским агентствам. Ведь решение о ликвидации, как правило, не является внезапным. Аналогично не приходится говорить о материалах в их нормативном понимании (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). Ведь переработке эти товарно-материальные ценности уже не подлежат. Исходя из задач, стоящих перед компанией, активы целесообразно перераспределить на четыре группы: 1) денежные средства; 2) дебиторская задолженность, подлежащая истребованию; 3) активы, предназначенные для продажи; 4) активы, предназначенные для распределения между собственниками компании. Внутри третьей и четвертой групп уместна детализация (например, недвижимость, доли в уставном капитале других компаний, товарные запасы, бывшее в употреблении оборудование и т.п.). В составе пассива нет смысла обособлять добавочный капитал и стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров. Эти статьи объединяют с нераспределенной прибылью. Утрачивает самостоятельное значение и статья «Доходы будущих периодов». Наконец, показатели баланса «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства» нужно отнести на строку «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Кроме того, продажи компании больше не являются доходами от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). Денежная оценка активов и обязательствЕсли дебиторская или кредиторская задолженности отражены в вашем балансе по дисконтированной стоимости (а действующие правила такую оценку допускают), то в преддверии ликвидации от дисконтирования нужно отказаться. Причина очевидна: отсрочек погашения больше не имеется. Предстоящие расчеты следует показать в номинальных суммах. Не исключено, что придется увеличить резервы по сомнительным долгам. Ведь теперь срок для взыскания задолженностей у вас ограничен. Несомненно, подлежит списанию такой условный показатель, как деловая репутация (п.п. 42 и 43 ПБУ 14/2007). Притока денежных средств он не породит. По тем же соображениям списывают суммы, числящиеся на счете 97 «Расходы будущих периодов». Ведь «будущего» у вашей компании нет. Соответствующие суммы отнесите в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». А балансовую оценку активов целесообразно максимально приблизить к цене их возможной продажи. Что такое «последняя бухгалтерская отчетность»Насколько позволительна подобная «самодеятельность» в учетной политике? – Назначение отчетности – информировать заинтересованных пользователей, которым предстоит принимать экономические решения (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Вышеописанные подходы позволят сделать отчетность более информативной. Инвесторов у компании уже не предвидится, поэтому динамические и исторические подходы к оценке активов и обязательств утрачивают актуальность. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации охарактеризованы в статье 17 Закона 402-ФЗ. Отчетный год у компании окажется неполным. Начинается он как обычно - с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. Этот отчетный период законодатель разделил на две части: 1) с 1 января до даты утверждения ликвидационного баланса; 2) с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации. Получается, что первый период охватывается ликвидационным балансом. За второй период составляется так называемая последняя бухгалтерская отчетность (п. 4 ст. 17 Закона № 402-ФЗ). Причем в Законе № 402-ФЗ (подп. 9 п. 3 ст. 21) сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня таковых не имеется. По этой причине «последнюю бухгалтерскую отчетность» вы составлять не обязаны. Проблема годовой отчетностиДля государственного статистического учета необходимы данные о деятельности компаний за весь отчетный год, даже если он неполный. Казалось бы, бухгалтерскую отчетность нужно сформировать и представить за весь период существования компании в отчетном году. Этот вывод непосредственно следует из взаимосвязи норм Закона № 402-ФЗ. Пункт 3 статьи 13 устанавливает, что годовая отчетность составляется за отчетный год. А в пункте 1 статьи 17 сказано, что для ликвидируемой компании отчетный год является «укороченным». Он ограничен датой ее существования. На первый взгляд, отчетность формируется в общеустановленном порядке. Между тем ликвидационная комиссия не является экономическим субъектом, обязанным ее составлять и представлять в орган государственной статистики, да еще и по месту государственной регистрации. Ведь такового места уже не имеется. Так что пункт 1 статьи 18 Закона № 402-ФЗ невыполним. Аналогично не существует и налогоплательщика (подп. 5 п. 11 ст. 23 НК РФ), поэтому нет и лица, обязанного сдавать отчетность за последний год в налоговую инспекцию (опять же непонятно, в какую именно). Так что перед нами – «зияющая дыра» в законодательстве. Самое приятное, что наказать за непредставление отчетности некого. Контролирующие органы разъяснениями себя не утруждают. ФНС России в письме от 7 августа 2012 г. № СА-4-7/13101 рекомендует составлять промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы по общеустановленной форме баланса (утв. приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Данное письмо было издано до вступления в силу действующего закона о бухучете (ст. 32 Закона № 402-ФЗ). В поисках «ликвидационных» формТребование гражданского законодательства о составлении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов распространяются на кредитные организации. Что подтверждает статья 23 (абз. 12) Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Как известно, система бухгалтерского учета банков тщательно разработана. Притом банк может иметь организационно-правовую форму ООО (абз. 1 ст. 1 Закона № 395-1). Эти соображения вдохновляют на поиск аналогий (п. 7 ПБУ 1/2008). И действительно – имеется Положение о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации (утв. Банком России 16 января 2007 г. № 301-П). В пункте 1.2 Положения указано, что промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются в форме оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета на соответствующую дату с указанием периода, за который соответствующий баланс составлен. Примечательно, что такой подход снимает с повестки дня вопрос о составлении отчета о финансовых результатах за период. Ведь ОСВ содержит не только балансовые остатки по счетам, но обороты по счетам учета доходов и расходов. Но и это еще не все. Неотъемлемыми приложениями названных балансов выступают различные расшифровки. Баланс с прошнуровывается с пояснениями к нему. В частности, это сведения о размере требований кредиторов и обязательствах компании, сведения об имуществе (активах) компании. Но самое главное - входящие остатки ликвидационного баланса должны соответствовать исходящим остаткам промежуточного ликвидационного баланса (п. 4.1.1 Положения). Промежуточный ликвидационный балансПромежуточный ликвидационный баланс – форма внутренней отчетности, рабочий инструмент ликвидационной комиссии. Во внешние инстанции он не представляется. Именно в нем необходимо применить новые способы учетной политики, охарактеризованные выше. Такой подход позволит с максимальной реалистичностью оценить финансовое положение компании. То есть понять, достаточно ли у нее ресурсов для удовлетворения требований кредиторов (не грозит ли ей банкротство). Напомним: в период между датами утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса производятся выплаты кредиторам. При этом должна соблюдаться очередность, установленная пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса. Причем выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди можно произвести лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. справочно Промежуточный ликвидационный баланс можно составить на дату окончания срока для предъявления требований кредиторами (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Расплатиться вы обязаны только с кредиторами, которые заявили свои требования до срока, объявленного в публикации о ликвидации. Задолженность остальных кредиторов вы вправе списать. Обратите внимание: документ, именуемый «промежуточный ликвидационный баланс» – не просто баланс. В силу пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса он должен содержать сведения:
Ликвидационный балансЛиквидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами. Имущество, оставшееся после удовлетворения их требований, передается собственникам компании (п.п. 5 и 7 ст. 63 ГК РФ). Это распределение производится на основании статьи 58 Закона № 14-ФЗ. Она тоже устанавливает специальную очередность, а именно:
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Может оказаться, что имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли. Тогда имущество распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества. Пример 2 В ООО два участника, доли каждого из которых в уставном капитале составляют 30 % (юрлицо) и 70 % (физлицо). Размер уставного капитала – 100 000 руб. Согласно ликвидационному балансу нераспределенная прибыль общества составляет 1 000 000 руб. Кредиторской задолженности нет, она погашена. Итого пассивов – 1 100 000 руб. (100 000 + 1 000 000). То есть все пассивы представлены собственным капиталом. Активы – денежные средства в сумме 1 100 000 руб. При выплатах участникам ООО выступает налоговым агентом. Под налогообложение не попадают выплаты юрлицу в пределах оплаченной им доли уставного капитала, то есть сумма 30 000 руб. Подлежат удержанию и перечислению в бюджет налоги по «дивидендной» ставке 9 %:
В этой ситуации бухгалтер ООО применит проводки: ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 75 - 100 000 руб. - списан уставный капитал; ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75 - 1 000 000 руб. - распределена прибыль; ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 68 - 96 300 руб. (27 000 + 69 300) – удержаны налоги из доходов участников; ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51 - 96 300 руб. – перечислены удержанные налоги; ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 51
- 1 037 700 руб. (1 100 000 – 96 300) – произведены выплаты участникам. Остатки в балансе на дату ликвидации будут нулевыми. * * * Подведем итог. В период ликвидации компании бухгалтер становится наиглавнейшей фигурой. В других работниках компания уже практически не нуждается. Роль бухгалтера столь велика, что его целесообразно включить в состав ликвидационной комиссии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |